Каждый из нас — немного Сизиф.

                        Каждый из нас — немного Сизиф.

Все знают за Сизифа. Если кто не знает — тому сейчас должно быть стыдно. Сизиф это персонаж греческой мифологии, и в силу этой своей особоузкой специализации мог бы остаться известным лишь среди гуманитариев и эрудитов. Но помог хайп. Поднялся он на хайпе — “Сизифов труд” устойчивое словосочетание, обозначающее попытки человека с хорошим техническим образованием, заработать себе на хорошую жизнь. За бугром же, Сизиф, по видимому, получил известность за умелую демонстрацию хорошо развитого тела вообще, и мускулистых ягодиц в частности. Писали его самые именитые художники. И писали часто, помногу и с удовольствием.

В принципе трудности Сизифа все знают — он толкает камень аки джамшут, но (бешельме) перед вершиной горы камень скатывается вниз и Сизиф снова толкает его наверх. А вот за что мужику выпало такое наказание, мне например пришлось «гуглить в яндексе».
Я уже несколько лет пишу постики на исторические темы, и в нагугленных кратких пересказах сразу почувствовал недосказанность.
В разных словарях есть примерно следующее: “Сизиф за коварство и обманы был осужден в Аиде вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигая вершины, скатывался вниз, и всю работу приходилось начинать заново.”

На лицо прекрасная история — коварство, обман, вечное наказание в аду. Я просто не смог пройти мимо этой истории, и не покопаться в подробностях.
Но, сев за пыльные сканы древних статей (и пугающих своем зловещим официозом диссертаций) я уже привычно обнаружил, что все не так однозначно.
Во первых, как всегда — мифология у древних греков была так себе поставлена. Никаких тебе Вселенских Соборов, апокрифов, каждый верил в что хотел. Отсюда — довольно различные интерпретации мифа от региона к региону. Хороший пример — Диомед. Есть минимум три варианта его кончины — от стал богом, до умер. Общепринятый вариант — уплыл в Италию и основал город. При этом, однако, все основные события биографии Диомеда, во всех вариантах примерно одинаковые — богов копьецом, подлец, тыкал все видели. И из под Трои домой доплыл без приключений.
Вернемся к Сизифу. Есть мнение что Сизиф был наказан за гопстоп, за “разглашение намерения богов”, и наконец основная, — выдал Асопу, куда Зевс спрятал похищенную им дочь Асопа Эгину.
Но все это не так интересно, мы заглядываем в самый хвост мифа. Давайте развернем его, и посмотрим прямо в его причудливые зенки. Итак, герой нашего сегодняшнего рассказа: Сизиф.

Как и в жизни, для того чтобы быть человеком успешным и выдающимся, надо прежде всего родиться в правильной семье.
И с этим Сизиф блестяще справился. Ну а дальше, в силу врожденных способностей пошло по накатанной (прямо как сейчас 25-ти летние успешные чиновники).
Из книги Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» глава «Сизиф»:
“Сизиф, сын бога повелителя всех ветров Эола, был основателем города Коринфа, который в древнейшие времена назывался Эфирой.
Никто во всей Греции не мог равняться по коварству, хитрости и изворотливости ума с Сизифом. Сизиф благодаря своей хитрости собрал неисчислимые богатства у себя в Коринфе; далеко распространилась слава о его сокровищах.”

То есть пацан к успеху пришел, и тут вдруг такой нежданчик — камень в грабли и в Тартар.

Краткие версии «за что?» просто умиляют: за то что обидел богов; за гордыню; за то что захотел стать равным богам; за то что разгласил тайну богов. Последнее ближе всего к истине. Прежде чем раскрыть страшную тайну богов за которую отправляют в АдЪ, надо обязательно представлять кто такой Сизиф, а для этого не полениться и почитать первоисточники.

Сизиф оказывается не просто голый мужик, а царь Коринфа, то есть в нашем понимании губернатор чуть ли не самого мощного региона древней Греции. Причем он не просто царь-губернатор, а первый строитель Коринфа, что как бы ставит его в ряд с Петром Первым и прочими легендарными основателями городов, а также является основателем династии древних царей Коринфа.
Опосредственно, возвышение Коринфа, кстати, находит подтверждение и в далеких от мифология исследованиях:
«Первое время в торговле внутри греческих колоний лидировала Эгина, жители которой были умелыми мореходами, но вскоре её потеснили Коринф и Халкида, обладавшие, в отличие от Эгины, большим числом колоний. Лишь после них первенство в морской торговле захватили Афины.»

Вот, кстати коринфский шлем  — явно гнусный Сизиф его придумал. Ну для гнусных шуточек типа «Сейчас я введу своего солдата, и ты ахнешь, а ведь он у меня не один…»

Сизиф был человеком богатым, уважаемым, сыном бога, дело ясное, отцом нации, Коринфбаши и прочая, и прочая…
Но дело происходит в лихие мифологические — посреди бела дня, на глазах у половины города, дерзкий и четкий, всенародно избранный бог, спустившийся с гор, именем Зевс Кроносович, не смог удержать своего маленького братика в тоге. И, повинуясь зову плоти, ворует с улицы красивую девку. А хера ли она не в парандже?
Этому бы даже не придали значения (у нас же не придают) но тут дело осложнилось тем, что Эгина (похищенная девушка) была дочерью Асопа.
А Асоп был вроде как бугром местного значения. Вернее рекой. В Греции было несколько рек с названием Асоп. Биография, у реки, как водится у древних греков, слегка неоднозначна: Сын Океана и Тефии; либо (по Акусилаю) Перо и Посейдона; либо Зевса и Евриномы. По флиасийцам, сын Келусы и Посейдона. Жена у него Метопа. Сыновья Исмен и Пелагонт и 20 дочерей (одна из них Эгина). По другим источникам — сыновья Пеласг и Исмен и 12 дочерей.
Короче, Асоп был рекой правильной и авторитет имел. И когда по беспределу дочуру киднепнули, начал бузотерить не по детски. Но концов найти не мог — как и в наше время, чудесным образом все смотрели в другую сторону. Хотя в наше время, случались чудеса и почудесатее, вплоть до особо сознательных компьютерных вирусов, стирающих неправильные видеозаписи.

Зевс, тем временем, аки орел горный, унес Эгипу за море. На островок Энона, ныне известный по её имени.
Зевс вообще ничего такого не хотел, просто всего лишь учил Эгину рукоделию. В процессе обучения Эгина родила от Зевса мальчика, Эака.

Азоп меж тем разошелся не на шутку. Начал угрожать перекрыть главную задвижку, чтобы все поумирали от жажды. Вот тут то и и начала проявляться подлая коварность Сизифа. Он сошелся с Азопом, и сказал, что дескать есть у него данные по тому беспредельщику. Но информация в наше время, стоит…


А вот тут внимание — Сизиф попросил у Азопа не денег, не молодости, и даже не дочь в жены. Очень странно — такие эгоцентрические желания просты и понятны, это основной мотив древних героев. Увидел клевую девку, отданную дракону, девка понравилась — забил дракона, забрал себе девку. Пришел править, царство в упадке соседи чудищем стращают — пришел убить чудище, увидел девку, использовал девку с помощью нитки, чудище убил девку забрал себе. Девку использовал без нитки, надоела — выбросил на скалу в море. Такие ясные, праведные помыслы, с прямо вытекающими из них поступками практически у всех героев древних греков. Но не у Сизифа.
Коринф был сильный и красивый город, но была у него одна проблема, общая для многих городов. Проблема с чистой водой. В общем Сизиф сдал с потрохами отца людей и богов Азопу, а Азоп подсуетился с горводоканалом — в Коринфе появился бьющий из земли родник с чистой водой.

Последствия этого для Зевса, внезапно, были весьма неприятными. Вариантов в источниках почти нет — но все сходятся на том, что Зевсу пришлось от Азопа бежать в Африку! И вроде бы Олимпиец даже был ранен. Что довольно интересно — боги не только бессмертны, но и ранить их трудно. Для того чтобы серьезно их травмировать надо было постараться. Например Зевс использовал серп Кроноса, чтобы отрезать батяне причиндалы. Причем после этого серп выкинули в море — страшное оружие, после которого не зарастают раны бога. Юным богоборцам на заметку — серп был железный. Костыли, которыми прибили к скале Прометея, кстати — тоже. Сам Зевс юзал молнии, но если вспомнить махач с Атлантом — удар молнии не так эффективен, как резануть серпом по яйцам.
Психея при случае плеснула на одного небожителя горящим маслом (он её насиловал втемную, ничего необычного) так обжаренный долго лечился, но не умер. Подробнее можно например тут:

Несмотря на красивое оформление, миф, как водится причесан — там сразу любовь, и с воровством и насилием все мягко и красиво, и про ранение бога там нету. Зато этот элемент остался в википедии:
“Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник и стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, поражённая красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога упала горячая капля масла, и он от боли проснулся. Оскорбленный вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного. Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед своей соперницей — Афродитой, которая долго искала случая отомстить Психее и послала уже разыскивать её Гермеса. В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери.”

В общем, если подытожить — есть не так много способов ранить бога — огонь, железо, молнии Зевса. И, как выяснилось, Азоп.
Сизиф провернул многоходовочку, и вроде бы как проскочил не заболев — но не тут то было. Как и всякий гордый и сильный житель гор, Зевс, получив отпор, обратился к родственникам. В этом конкретном случае — к своему братишке, Аиду.
Аид, в свою очередь, делегировал священное право мести какому то рукопашнику с мутной родословной, Танатосу. Подумать только, три тысячи лет прошло, а ничего не изменилось.
Танатос пришел мочить кАзла, но коварный, хитрый, подлый Сизиф, не хотел мочиться. В общем он соблазнил Танатоса. Не в этом смысле, а в том что накрыл поляну, загуторил за жизнь — Танатос выпил, поел, расслабился и начал получать удовольствие. Сизиф посадил его в специальное кресло, из которого выскочили обручи (железные, как вы наверно уже догадываетесь) надежно зафиксировав посланца богов. После чего Танатоса упрятали в подвал, и дальше праздник продолжили уже без него.

На этом элементе вазописи Танатос с братюней тащат в АдЪ рэндомного человека. Обратите внимание — крылья есть только у них.

Люди на земле перестали умирать, отчего были счастливы и подлый Сизиф особенно. Это, разумеется, сильно не понравилось богам. За Сизифом выехали.
Выехал не кто-то а сам Арес. Арес это не просто бог войны. Арес бог кровавой резни. Стратегия, тактика, контрибуции — это к Афине. Кровь, кишки, распи…ло — это уже Арес. В общем зажатого Танатоса вызволили, и первым же клиентом освобожденного ангела смерти стал, дело ясное, Сизиф. Сизифа придушили и поволокли в АдЪ.


Но это не конец истории. Хохма в том что Сизиф таки выбрался. Уговорил жену Аида, типа дела у меня там. И без взяток не обошлось, но вернулся, подлец, с того света. И давай опять бухать. Кстати назад его отпускали на пару дней. Но возвращаться после срока самоволки, этот подлый Сизиф, не стал.
Невозвращенца в этот раз забрали уже два конвоира Танат и Фанат, видимо со словами «пить не будем, хохма дважды уже не хохма».
Танат — профессия на любителя конечно. Никто его не любил, а Геракл даже однажды морду набил.

Как видите, Сизиф, конечно подлец. Но только со стороны сильных мира того. По отношению к своим людям, он прямо таки благодетель. В более полных и развернутых версиях историй о нем, это тянется красной нитью. Сизиф, конечно не Прометей, но все что в его силах, он делает для блага всех людей. Коринф богат и сыт благодаря скользкому Сизифу. Болезни, а однажды и сама смерть отступила — благодаря подлому Сизифу. Люди научились жить как люди, пользуясь благами цивилизации — с помощью коварного Сизифа.
Но каждый раз, желая сделать благо для людей, Сизиф оказывается втянут в конфликт с богами. Однако, в отличии от сотен других мифологических героев, ему удается некоторое время водить их за нос. Именно поэтому он в мифах напоказ осуждаем. И в то же время — почитаем, бережно лелеем в памяти.
Гробница Сизифа сохранилась в веках (правда металась с места на место со страшной силой), и до сих пор многие люди приносят клятвы на ней. Редкое достижение.

Чисто от себя добавлю — мифы греции, если смотреть в первоисточник, они очень живые, яркие. Читатели в них постоянно видят отражение себя сегодняшних. Во времена Ренессанса, отношения богов между собой казались практически идентичными сложным и запутанным взаимоотношениям феодальных сеньоров и богатых семейных кланов. Сейчас люди, опять таки, впрямую видят параллели между днем сегодняшним и древней древностью. Я и сам грешен, чего уж там. В самом деле — наряди Сизифа губернатором, а остальных ему в тон — получится история о том как чиновник подставил Верховного Кормчего за водопровод для родного райцентра. Посадят, конечно, все равно Сизифа, но он барахтался как никто.

И вот тут мы подбираемся к главному и основному — тому самому камню. Посадив Сизифа в Тартар, боги столкнулись со сложной ситуацией. Было очевидно — рано или поздно Сизиф найдет новый способ сбежать. Конечно, приковать его к камню как Тантала, или привязать к горящему колесу, как Иксиона — мысль заманчивая, но кардинально проблему не решает. Впереди вечность, найдет способ и ведь сбежит, подлец.

Мудрые боги знали — самая лучшая тюрьма та, которую человек создает себе сам.

Я однажды писал о том как древние греки с помощью палки и такойто матери измерили расстояние от земли до луны и диаметр Земли. То есть мужиками они были умными, даром что без гугла. И эти их аллегории очень глубоки. Хоть и пугающи.

Боги дали Сизифу камень, и сказали — вкатишь его на эту гору, и все люди получат желаемое.
То есть камень — это такое всеобщее благо.
Нюанс в том — что и гора не проста. Она сделана из… А вот тут на секунду задумайтесь. Как вы думаете, из чего сделана гора? Мои варианты были — сделана из людских пороков. Неблагодарности, зависти, жадности. Сразу скажу, я ошибся.

То что я перечислил — не дает вечности. В конце концов зависть можно купировать воспитанием, неблагодарность — обучением и разъяснением, жадность — селекцией. Можно смирить гордыню, дисциплинировать свои мысли. В условиях вечности — даже это возможно.
Ну хватит тянуть интригу.
Сизифова гора — людские потребности. Не желания, а именно потребности.
Получается фигня — вот средство — камень. Вот задача — гора. Казалось бы, раздал всем блага, по потребностям, и нет горы. Непонятная мораль. Неудивительно что эта деталь со временем выпала практически из всех современных пересказов — древняя блажь. Осталась, так сказать, коренная суть — камень, сука заколдованный, скатывается.

Наученный космической мерной палкой примитивного древнего грека, я начал думать. Думать я особо не умею, получалось плохо, но тут вселенная кинула мне подсказку. На следующих двух картинках, в простой и понятной форме, разработчики искусственного интеллекта в игре Симс показали алгоритм его работы. Смысл этого ИИ в имитации человеческого поведения. Используется в алгоритме приоритет целей, и усилия, которые надо приложить для их достижения. И надо сказать, справляется он не плохо.

Как видите, это же форменная Сизифова гора. Каждый раз, оказавшись на вершине, сим видит новую вершину. Очень хороший, наглядный пример. Еще сто лет назад, половина Российской Империи требовала лишь одно — есть досыта. Сейчас удовлетворить нас ежедневной порцией хлеба и каши, уже не получится. И это хорошо. Это нормально и правильно. Сейчас наши запросы куда как выше и разнообразней, и удовлетворить их — трудно. И даже по достижению такой, архисложной цели, мы будем хотеть еще большего. И это отнюдь не значит, что не надо пытаться это для нас сделать.

Неожиданно тонкое понимание человеческой натуры, к которому мы пришли только спустя тысячелетия, да и то, почти случайно.

Но смысл этого мифа, все же, в его герое. Там, в глубинах мрачного Тартара, хитрый, изворотливый Сизиф, каждый раз смотрит на вздымающиеся над ним крутые склоны, наверняка понимая что его труд — бесполезен. Никогда он не сможет победить в этой схватке. Он не прикован к своему камню, он свободен и волен если не покинуть этот ад, то хотя бы бросить бесконечный изнурительный труд. И каждый раз, Сизиф остается. И вновь начинает штурмовать новый, еще более высокий утес, влача свой, все более и более тяжелый камень на новую вершину.
Так же как он боролся против всего мира, против догм, против власти и устоявшегося порядка, не имея шанса на победу, вопреки очевидной бессмысленности своего дела, он вкладывает всего себя в бесполезный труд. Труд, который даст не столько ему, сколько многим другим людям, больше того, что было у них раньше. Труд для блага всех людей.
В этом есть невероятная жертвенность, и недосягаемое величие.
Конечно, как пример для подражания Сизиф не очень удачен — ассоциировать себя с простым и понятным вампиром из сумерек проще. Но в реальной жизни, если задуматься, каждый из нас — немного Сизиф. Такие грандиозные задачи как у него, понятное дело взваливать на себя было бы неправильно — мы же не сыновья бога, рыльцем не вышли. Но благо для себя и своих близких — вершина которая нам по плечу.
Если жизнь в очередной раз нас швырнет вниз, несправедливо, незаслуженно — то возможно теперь вам, и мне, поможет знание того что там, внизу, в бесконечной тьме Тартара, выдуманный, но такой живой Сизиф, подхватит свой пошатнувшийся камень. Не даст ему упасть. И соберется силами для нового усилия. Чтобы всем стало немного лучше. Еще немного. И еще. Это тянется уже очень давно, а будет продолжаться вечность. Уж кто-кто, а такие как Сизиф — никогда не сдадутся.
Не будем и мы.

2 комментария

  1. Гениальный текст.
    Очень мало на свете произведений, из которых (прежде всего) узнаешь суть автора, внутреннюю силу его личности.
    Это из таких редчайших текстов.
    Да к тому же он, при всем его ёрничестве, еще и оптимист!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *